В результате возникло то, что теперь называют величайшей книгой на свете — и по праву. Созданные сегодня бумажные списки составляют 28 томов, каждый из которых содержит по 400 страниц. Христианскому миру тут нечего противопоставить…
Англичане, имея превосходство в оружии, одержали победу над правителями Мандалая. Они построили крепость и установили контроль за землями и рекой вплоть до китайской границы. Певец английского колониализма Редьярд Киплинг посвятил Мандалаю стихотворение:
«Ждем британского солдата,
ждем солдата в Мандалай!
Ждем солдата в Мандалай,
Где суда стоят у свай,
Слышишь, шлепают колеса
из Рангуна в Мандалай!
На дороге в Мандалай,
Где летучим рыбам рай
И зарю раскатом грома
из-за моря шлет Китай!» (Р. Киплинг. Дорога на Мандалай. (1887). Перев. с англ. И. Грингольца.)
Англичане всегда называли эту страну Бирмой, пока в 1989 году она не вернула себе исконное название. Ее история, как и история любой страны, начинается в мифологические времена. Когда-то на землю с небес спустились драконы или могучие змеи (наги), чтобы наставлять первых людей [71]. Они показали, как добывать из земли и воды золото и драгоценные камни. Интересно, что сегодня мьянмцы рассматривают свою реку Иравади, длиной 2170 километров, как «тело дракона», да и сами очертания страны напоминают это чудовище. Иравади — главная водная артерия Мьянмы, сравнимая с Нилом у египтян. Мотив змеи-дракона — общий для всей Азии, и одна из доисторических загадок человечества. Ни один человек не видел летящего, а тем паче изрыгающего огонь дракона, поскольку в процессе эволюции для этого не оказалось ни одного подходящего существа. Я уже слышал версии о том, что в теме дракона присутствуют отголоски воспоминаний наших прапредков о временах динозавров. Но эти версии тоже «хромают»: когда около 60 миллионов лет назад динозавры царили на Земле, предков человека и в помине не было.
В Китае, соседнем с Мьянмой государстве, драконы считаются «культурэгрегорами» и основателями 1-й династии. Многие китайские императоры хвастались привилегией совершать вместе со своими домашними полеты по небу на драконе [72]. Китайская мифология сообщает о драконе следующее: со страшным шумом он летает над землей, наводя ужас на людей. Но он несет и культуру и добро людям, давая наставления во многих областях жизни [73]. Еще во времена правления первых императоров божественный зодчий Ю построил посреди озера башню, чтобы лучше наблюдать полеты дракона в небе [74].
Небесный дракон в мифах и легендах присутствовал во все времена, вплоть до христианской эпохи. В это время уже никто не встречал дракона, кроме, пожалуй, святого Георгия, Сильвестра и архангела Михаила. Кроме того, о нем упоминают апостолы в посланиях Нового Завета и, само собой, пророки Ветхого Завета. Изображения драконов имеются на шумерских глиняных табличках, египетских иероглифических рисунках и в образе летающего змея на гробницах фараонов в Долине царей. Не будем останавливаться подробно на драконе центральноамериканских народностей: для них пернатый змей — символ богов, сошедших однажды с небес. И последнее: у индейцев Америки существует мотив гром-птицы.
Никто не станет спорить, что летающий дракон занимает важное место во многих мифах о сотворении мира. Почему? Психологи считают, что нашим предкам доводилось лицезреть необычных птиц. Но не таких же, которые извергают огонь, шумят, сотрясают долины, перевозят пассажиров, зачинают детей (как это происходило в Китае) и приносят знания людям. У людей каменного века имелись свои представления о птицах и их словесное обозначение. Однако то, что наблюдалось во всем мире, не могло быть птицей. Люди вынуждены были прибегать к словам-сравнениям. Где-то это оказывался огнедышащий змей, а в азиатском регионе — дракон. Так, пораженные землетрясениями отцы рассказывали детям, а дети — внукам о страшных происшествиях. Со временем подлинные события теряли свои очертания и превращались в мифы. А миф — это смутная память человечества.
Так было и в Мьянме. Поскольку в каменном веке государственных границ не существовало, то все, что было определяющим в китайской мифологии, действовало и в бирманской. Первой исторически зафиксированной этнической группой в долине реки Иравади было племя мон (слово не имеет ничего общего со словом Mond — луна). Моны были родом из Центральной Азии и в языковом отношении принадлежали к мон-кхмерской группе. Это выяснилось из сохранившихся надписей. Народ мон принял буддизм и, по легенде, две с половиной тысячи лет назад возвел в Янгоне первую пагоду — Шведагон.
Сегодняшнюю Шведагон невозможно описать. «Говорят, на пагоде Шведагон лежит больше золота, чем во всех сейфах Англии», — так написано в путеводителе по Мьянме Вильгельма Кляйна и Гюнтера Пфанмюллера. Оба считаются отличными знатоками страны: «Уже одна массивная, похожая на колокол ступа образует стометровую сокровищницу. Внутри нее, как гласят легенды, находятся восемь волос последнего Будды и другие реликвии трех Будд, живших до него поочередно в каждые 5000 лет. Снаружи ступа выложена 8688 золотыми пластинками, каждая из которых стоит по сегодняшним ценам около 1000 немецких марок. 5448 бриллиантов, 2317 рубинов, сапфиров и топазов украшают ее вершину; а венчает ступу гигантский изумруд, на который падают первые и последние лучи солнца» [75].
Во время посещения Шведагона мне было довольно трудно отделить прошлое от настоящего. Часто я ловил себя на мысли, что вокруг меня разворачивается действие какого-то фантастического фильма. Сотнями ступеней бесконечного подъема, от помещения к помещению, нужно добираться к золотой сердцевине ступы. Здесь — в буквальном смысле слова — святыня на святыне. Позади головы Будды устроены миниатюрные электролампочки, бросающие отблески на его лоб. Кажется, что Будда подсвечивается прямо из глубин Вселенной. Всеобщее просветление — вот состояние людских душ в этом месте.
Время от времени раздавался какой-то звон, но, скорее всего, то была игра воображения. В наших христианских центрах паломничества все обустроено иначе.
От золота и бриллиантов Шведагона голова идет кругом. Я непроизвольно вспомнил испанских завоевателей, добравшихся до Центральной и Южной Америки и уничтоживших инков и майя из-за золота. Хвала небу, что европейцы в свое время не узнали о сокровищах золотой страны Мьянмы, существовавшей к тому времени уже не одно тысячелетие. Под знаком креста была бы уничтожена ни с чем не сравнимая великая цивилизация.
Часами бродил я по пагоде и нередко с трудом мог оторвать взгляд от ее статуй. Фигуры в золотых и серебряных одеяниях стояли, будто вышедшие из фильма «Звездные войны». Прибавить к ним еще мистических помощников Будды… Но их ко времени жизни последнего Будды уже не существовало. Здесь мифические герои ели, что называется, на золоте и серебре — такая посуда никогда не ржавеет. Ну и, естественно, не обошлось без драконов.
Золотая ступа на берегу Иравади.
Верхняя терраса выложена белыми мраморными плитами. Посреди нее возвышается золотая ступа с длиной окружности 433 метра. Сама ступа покоится на восьмиугольном фундаменте, в каждом углу которого стоит по восемь маленьких ступ. Всего их 64.
Имеются здесь и существа, похожие на Сфинкса. Мифология в чистом виде. Стометровая ступа упирается в небо как освещенный палец, унизанный разноцветными бриллиантами, на самом верху которого — тяжелый шар из золота 25 см в диаметре. Но это не все. На шаре блестит изумруд в 76 карат, играющий на солнце всеми гранями. Вот бы лазерщики позавидовали!
Наша Солнечная система и Вселенная тоже представлены в пагоде Шведагон. По мьянмским представлениям Солнце и Луна — круглые [76]. Здесь имеется место богослужения, посвященное Солнцу. С ним соотносятся воскресенье и божественная птица Гаруда. Есть место поклонения, которое посвящено Луне, и ему соответствуют понедельник и тигр. У каждой планеты — свои дни и животные. В Шведагоне для любой планеты есть собственное место почитания:
• Марс соответствует вторнику. Животное — лев.
• Венера — пятнице. Животное — морская свинка.
• Юпитер — четвергу. Животное — крыса.
• Сатурн — субботе. Животное — мифологический змей (нага).
• Меркурий — среде. Животное — слон.
Здесь же находятся места почитания неизвестных планет, дней недели, а также королей Сакка, пришедших с небесных полей горы Меру. Поскольку все мьянмцы с рождения связаны с днями недели и планетами, каждый верующий молится только в определенном месте: родившиеся во вторник — в месте, где почитается Марс, и т. д.
Само собой, у мьянмцев есть свой собственный календарь. Неделя состоит здесь из 8 дней и год 1999, когда я побывал в этой стране, соответствовал в Мьянме году 1361. Здесь, так же как и в мировых христианских центрах, есть свои места паломничества. Некоторые части пагоды Шведагон почитаются как чудотворные. Тут верующие молятся особенно истово и испрашивают себе облегчения в нынешней и грядущей жизни. Они склоняются перед «камнем исполнения желаний», затем высоко поднимают его над головой и произносят: «Этот камень да полегчает, если исполнится мое желание». Если камень остается таким же тяжелым, с чудом следует подождать или же оно из «небесных соображений» вообще не свершится.
По всей стране в пагодах происходили и происходят многие чудеса. Кто этим занимается? Дух Вселенной. Внеземная жизнь, находящаяся где-то среди нас, в нас… микроскопической частью которой мы являемся. В пагоде Шведагон есть особая платформа, приподнятая над поверхностью земли, на которую имеют право ступать только мужчины. Здесь тоже происходят чудеса.
…Настал вечер. Золото пагоды мягко светилось в полумраке. Высоко-высоко, с макушки пагоды блистал изумруд. Неожиданно из темноты на платформу ступила колонна людей, каждый из которых был вооружен шваброй. У всех допущенных на платформу сегодня был день рождения. Как по команде окружив платформу, цепочка стала подметать накопившийся за день мусор. У меня создалось впечатление, что эти люди трудились вполне добровольно.
К ежедневной уборке допускаются только именинники.
Все так происходит у мьянмцев. Астрология определяет жизнь от рождения до последнего звонка, и потом все переходит на новый круг.
О происхождении пагоды существует легенда, уходящая корнями во времена куда более древние, чем эпоха возникновения буддизма. Но что же вообще такое буддизм?
«Пробужденный», «просветленный» означает в староиндийском «Будда». У него было гражданское имя Сиддхартха, что на санскрите значит «тот, кто достиг цели». Родился Будда приблизительно в 560 году до н. э. Родом он был из благородной семьи шакьев, вырос в княжеском дворце отца в предгорьях Гималаев. В соответствии с обычаем индийских знатных родов добавлять себе имя из святых письмен — Вед, он взял личное имя Гаутама. В возрасте 29 лет ему наскучила роскошь и бесполезная жизнь. Он покинул родину, стал странствовать как нищий и многие годы упражнялся в искусстве медитации. Гаутама искал новый путь, который смог бы придать жизни особый смысл.
Когда все это произошло, точно никому не известно. Однажды он сидел под смоковницей в городе Гайе, и неожиданно ему раскрылась тайна Вселенной: день просветления настал. Внезапно Будда ощутил себя воплощением небесной сущности. Он начал проповедовать, восхваляя путь познания, который может принести людям счастье. Он основал монашеский орден Сангха, пересек всю Северную Индию и умер у непальской границы. Сам Будда — как и Иисус — не оставил после себя никакого письменного наследия. Его проповеди записывали ученики и они же распространяли их. Таким образом Будда обучал мир «четырем истинам» — тому пути, на котором каждый человек может стать просветленным. При этом Будда предполагал существование ушедших и будущих будд (просветителей). В своих прощальных речах, в «Махапариниббана-сутта», он говорит о будущих буддах. Один из них, так предрекал он, придет во времена, когда Индия окажется перенаселенной. Деревни и города будут заселены так же плотно, как птичьи дворы. По всей Индии вырастут 84 тысячи городов. В городе Кетумати (сегодняшний Бенарес) будет жить правитель по имени Сангха, и он станет править всем миром, но не с помощью силы, а только благодаря своей справедливости. При его правлении на земле появится великий Меттейя (также названный Майтрейей). Меттейя станет уникальным, неповторимым «водителем колесницы» и «знатоком мира», учителем богов и людей. Настоящим Буддой.
В противоположность христианству, где основатель религии, Иисус, сделался богом, Будда никаким богом не стал. Верующие непосредственно ему не поклоняются, а стараются достичь просветления с помощью и через учение Будды, следуя духу этого учения. В течение 2500 лет развивались самые разные буддийские школы. Каждая школа основывается на знаниях первых учеников Будды и на опыте, полученном во время просветления. В основном, однако, все школы схожи.
Мьянмцы-буддисты верят, что в центре мира стоит священная гора Меру. Вокруг нее лежат семь морей, где располагаются различные уровни сознания. К примеру, там есть царство смысла, царство аморфности, царство тонкой материи. Всего же имеется 31 уровень сознания, и они уходят далеко за пределы горы Меру — во Вселенную. Там, вовне, существуют бесчисленные миры и небеса, находящиеся на огромном расстоянии друг от друга. Появляются и исчезают целые галактики. В настоящее время имеются 10 100 000 вселенных, подобных нашей и населенных всякого рода живыми существами.
По представлениям буддистов Мьянмы, каждые 5000 лет появляется новый Будда. Легенда гласит, что холм, на котором позднее была сооружена пагода Шведагон, долгое время почитался как святое место, поскольку там хранились останки предыдущего Будды, лоскутки его одеяния, его ковшик и посох. Когда прошло 5 тысяч лет, правитель Мьянмы Оккалапа ждал появления нового Будды. В то время Будда был еще мальчиком и жил в роскошном дворце у своих родителей. Должны были пройти годы, чтобы он пережил просветление под деревом Бодхи в Бодхгайе и явился королю Оккалапе в том самом месте, где сейчас стоит пагода Шведагон. С тех пор это место стало священным.
В бамбуковых лесах находится пагода Шведагон, полностью облицованная золотыми листами.
То, что для христианства — колокольня и для ислама — минарет, для буддизма — ступа: колоколообразная постройка, заканчивающаяся башенкой. У буддистов ступа имеет много значений: она может быть символом окончания жизненного пути, может быть могилой или центром созидательной силы. Ступа олицетворяет в своих трех частях — основании, самом здании и башне — буддийское триединство. Число три в буддизме служит для измерения пространства.
Рассматривают ступу и как средство доставки в мир богов, поэтому во многих ступах имеется статуя Будды, который помогает верующим. Первоначально у ступы была форма разрезанного пополам яйца с воткнутой в него мачтой. Из такого яйца выходили учителя. Также ступа считается отражением космоса, а ее форма символизирует гору Меру.
Изучая ступы, я вспомнил примеры с далекого континента — из Южной Америки. В горах Сьерра-Невада-Санта-Мария в Колумбии обитало когда-то племя индейцев коги (или кагаба). Это племя в XVI веке было почти полностью уничтожено испанцами. Выжили единицы. И только в XX веке ученые обнаружили заросшие джунглями города коги и смогли частично их исследовать.
Первым европейским ученым, который заинтересовался судьбой индейцев коги, был австрийский профессор Теодор Пройсс [77]. Он выяснил, что коги приписывали создание Земли праматери по имени Гаутеован. страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|